Интервью №6

Сомит Кумар

Интервью №6
Сомит Кумар
vegburger вегетарианский гамбургер бургер
Сомит Кумар.

32 года. Вегетарианец с рождения.Основатель бесплатной школы Sarasvati Education Center для детей из бедных семей. Преподаватель йоги. Владелец гест-хауза Somit Guest House и волонтерского центра. Варанаси. Индия.

Я родился в семье индуистов. Последователи этой религии не едят продукты насилия, поэтому мы в семье все вегетарианцы. У нас в стране большое разнообразие религий, и в каждой из них содержится много правил питания.

Готовить я не умею. Смогу, наверное, сварить дал. И рис. Ну и чай, пожалуй, смогу заварить.

Зато я с большим удовольствием ем то, что готовит моя мама. Мое любимое блюдо — сабджи с паниром.
Моя история началась, когда мне было 11 лет. Я учился в обычной государственной школе. Хотя образование было бесплатным, периодически руководство школы собирало деньги на разные нужды. Это довольно распространенная практика в Индии, даже в государственных учебных заведениях собирают какие-то взносы. Моя семья была не из богатых, и у нас не было денег платить. Как-то раз я не смог принести деньги в назначенный срок. Они дали мне последний шанс — отсрочку на три дня. Но и через три дня я ничего не принёс.

Учитель решил меня наказать. Дело было зимой, он вывел меня на улицу, снял с меня куртку и шарф, стал говорить плохие слова про бедных людей. Мне было так холодно, обидно и одиноко, что я заплакал.

В голове роились сотни мыслей, как я буду мстить этому учителю. Например, я соберу своих друзей, и мы устроим пожар в его доме. Кровь кипела и рождала такие идеи. Но именно тогда я пообещал себе, что как только у меня будут хоть какие-то деньги, я открою бесплатную школу для детей из бедных семей, из трущоб. Чтобы каждый ребёнок, независимо от статуса его семьи, мог получить образование. Я дал себе это обещание.

Так я почти час стоял на улице и плакал, плакал. В это время приехал в школу с визитом учитель йоги. Проходя мимо меня, он подошёл и спросил, что случилось? Выслушав мой ответ, он взял меня за руку, и мы пошли к директору школы.

Директор школы был в своём кабинете и говорил по телефону. Это был такой большой красный стационарный телефон. Положив трубку, директор поинтересовался, зачем мы пришли. Учитель йоги объяснил, что хочет поговорить обо мне. Директор сказал: «Давайте быстро, у меня нет времени на эти глупости». На вопрос учителя — почему вы наказали этого ребёнка? —директор ответил, что мы давали ему три дня, а толку нет. «Но образование бесплатное, — возразил учитель, — почему Вы хотите денег? Индийское правительство не даёт вам деньги? Вы не должны требовать деньги с учеников».

Директор пришёл в ярость. Он разозлился и стал кричать, что если мы не уйдём, то он вышвырнет нас на улицу. Учитель сказал: «Нет проблем, мы уйдём. Но я хочу сделать один звонок по телефону, Вы мне разрешите?» Директор согласился.

— Их работа огорчает меня, — сказал гуру кому-то по телефону и передал трубку директору. И тут самодовольное лицо директора внезапно сменилось на гримасу ужаса. От его напыщенности не осталось и следа. Оказалось, что он говорил с министром образования Индии. Этот министр был последователем этого учителя йоги. Разговор был короткий. Министр был очень разгневан и пролил поток своего негодования на директора школы.

Директор школы стал плакать и умолять учителя — у меня есть семья, мои дети, как я буду их растить, гуру, помогите, что-то сделайте, пожалуйста.
После этого учитель йоги предложил мне переехать к нему в ашрам, чтобы получать духовные знания, образование о жизни, о религии, о философии. Это была отличная идея, но вставал тот же вопрос: у моей семьи не было денег. Гуру улыбнулся и попросил не волноваться, этот вопрос он решит с моей семьёй.

Родителям он сказал, что если они один раз в год пожертвуют что-то даже незначительное, то этого будет достаточно. Это могут быть не деньги. Моя семья сказала, "Хорошо, мы согласны". Мы можем дать картошку и помидоры. 4-5 кг овощей один раз в год.

Так я на один год переехал жить в ашрам к своему гуру. Там изучали традиционные науки: философию, религию, йогу, аюрведу, астрологию. В течение этого года я ел пищу, приготовленную без специй и соли. Только простую вегетарианскую варёную пищу. И молоко. Это традиционное питание для ашрама. Каждый день мы ходили в деревню, собирали коровьи лепёшки, чтобы на них приготовить еду.

Мы вставали в 4 утра. Не важно, как ты себя чувствуешь, какое у тебя настроение. Всё равно. Подъем в 4 утра. Потом омовение в маленькой речушке. Далее духовные практики, занятия и служение.

Не скажу, что это далось мне очень легко. Тогда я воспринимал это как наказание судьбы. Но со временем я стал понимать, что эти испытания дали мне уроки на всю жизнь. Я поменял своё отношение к жизни. И даже к учителю, который наказал меня тогда в школе. Если бы он тогда не поступил бы так, то я был бы кем-то другим, чем я есть сейчас. Ведь именно тогда, стоя на холоде, я решил, что если позволит Господь, то я посвящу свою жизнь помощи бедным людям, неважно, будут они индуисты, мусульмане, христиане, джайнисты, буддисты, неважно, какой религии, я буду им помогать.

После одного года, проведённого в ашраме, я вернулся в Варанаси. Мне было двенадцать с половиной лет.
Однажды французская группа туристов, три девушки и один юноша, подошли ко мне, когда я играл в крикет, и стали расспрашивать, где можно позаниматься йогой. Это был примерно 1997 год и тогда йога-студий в Варанаси было от силы две или три. И я сказал, что сам могу учить их йоге. Они долго смотрели на меня, потом долго о чём-то между собой переговаривались. Было о чём задуматься, я стоял перед ними в рваных штанах, без обуви, и с волосами до плеч. Но они согласились.

Мы занимались семь дней утром и вечером у меня дома. Сурья намаскар, пранаяма и асаны. Мои знания были очень свежими, и я старательно передавал их ребятам. Они были очень счастливы. И спросили в конце, "Сколько мы тебе должны?" Я рассказал о своей мечте, о том, что хочу помогать бедным детям учиться, поэтому оплатой будет ваше добровольное пожертвование.

Они дали мне бумажку с цифрой 50. Я немного расстроился, мы занимались неделю утром и вечером… Но я сказал: "Нет проблем", 50 — это тоже деньги, хорошие деньги, спасибо большое!

Я думал, что они дали мне 50 рупий, а они дали мне 50 долларов. Я не понял, что это были доллары, и какая между рупиями и долларами разница, я тоже не знал. А разница была такая, что за 1 доллар тогда давали 40 рупий. Получается, что они дали мне 2 000 рупий.

Я пошёл в магазин и попросил продавца дать мне на 50 рупий тетрадей, карандашей и ручек. Продавец понял, что происходит, что я не понимаю, какая сумма у меня в руках и стал давать мне тетради и всё остальное на 50 рупий. Но один человек, который недавно вернулся из Америки, прохожий, увидел, что происходит и вмешался. Когда я вышел из магазина, он спросил — сколько денег ты заплатил за покупку? Я говорю — 50 рупий. Он показал мне как выглядят 50 рупий и объяснил, что у меня было 50 долларов. Я рассказал ему всю историю, как ко мне попали эти деньги, и на что я их хотел потратить. Он вернулся со мной в магазин и начал ругаться с продавцом. В итоге продавец сдался.

Уже на следующий день у меня дома начались занятия. В классе было несколько мальчиков и девочек, которые до этого никогда не ходили в школу. А три моих соседа-подростка учили их. Это было начальное образование: письмо, чтение, счёт. Я был счастлив, но впереди предстояла большая работа.
Туристы стали приезжать в Варанаси всё больше и больше и друг моего отца открыл гест-хауз на Ганге. Отелей в городе тогда было совсем немного. И отец договорился с другом, чтобы я мог преподавать йогу у него в гест-хаузе. Около 5 лет я учил там йоге.

Со временем стало понятно, что надо открывать свой йога-центр. Я арендовал первый этаж дома и открыл свою студию йоги.

Семья помогала в большей степени морально. Но нашлось много волонтёров, которые помогали мне в работе школы и йога-студии. Все средства от работы йога-центра шли на развитие программы обучения детей. Я работал с иностранцами и часто вставал вопрос их проживания в Варанаси, нужно было место, где они могли бы останавливаться. Я арендовал остальные три этажа дома, чтобы открыть гест-хауз.
Наша гостиница работает по принципу добровольного пожертвования. Люди останавливаются у нас по разным мотивам. Некоторым нравится расположение, условия, кому-то нравится, что можно остановиться за любую сумму, некоторые люди приезжают помочь детям.

Волонтёры со всего мира, из Италии, Испании, Японии, Америки и других стран помогают физически, готовят еду, убирают, учат детей. Едут в трущобы, чтобы обучить детей каким-то наукам или бытовым вещам, например, гигиене.

Сейчас у нас два места, где учатся дети – на первом этаже гест-хауза и во дворе одного дома в трущобах. Помимо обучения мы организовали для всех детей горячие вегетарианские завтраки. Один раз в месяц приходит врач и проводит медицинский осмотр детей, если нужно, то выписывает какие-то лекарства. Дети у нас выглядят здоровыми, чистыми и счастливыми.
Я долго занимаюсь этим проектом, и многие международные волонтёрские организации предлагали сотрудничество. Но они бы хотели, чтобы дети были грязные, бедные, грустные, в рваной одежде. Так можно собрать больше пожертвований, и откликнется больше волонтеров. Организации отдавали бы нам 30% от собранных средств, а остальные 70% шли бы на маркетинг, рекламу, расходы на приезд волонтеров из разных стран, проживание и т.д. Я отказываюсь от такого сотрудничества.

В школе дети учатся базовым предметам — хинди, английский, математика, естественные науки, общие знания, нравственное образование. Их обучают старшеклассники, которые сами ещё ходят в школу, а также волонтёры. Чтобы нанять профессионального преподавателя, нужны деньги, 25 000 рупий в месяц. У нас, конечно, нет таких денег. Но так или иначе, получая даже основное образование, дети получают шанс улучшить свою жизнь. Их уверенность в себе возрастает. Они учатся доверию, общению и взаимодействию с другими людьми. В них может пробудиться интерес к дальнейшему самостоятельному обучению. Они могут найти нормальную работу, прочно стоять на своих ногах, стать хорошими людьми, полноценными членами общества и достойными жителями Индии.
Расскажу историю про парня, которого мы зовем Чайна. Он работал помощником на кухне в отеле и пришёл к нам учиться. Ему было 14 лет. Он работал и отдавал все деньги в семью. Учился он неплохо, его интерес к учёбе рос. Внезапно он перестал приходить к нам, и я подумал, что он переехал, что его семья оставила Варанаси. Но однажды я встретил его на Ганге, он сидел, смотрел на реку и почти плакал. Когда я позвал его, он попытался убежать. Оказалось, что шесть месяцев ему не платили зарплату. А потом владелец отеля пригрозил ему — еще раз попросишь свою зарплату, я тебя убью.

Я предложил ему работать у меня в гест-хаусе с одним условием — пройти обучение. Он был так счастлив! Сейчас он моя правая рука, отлично справляется со своими обязанностями.
Наши ученики, подрастая, находят работу гидами, продавцами в магазинах, в отелях. Это реальный шанс. Иначе таким детям светит только убирать улицы за гроши.
Со временем хотелось бы купить землю и построить там школу, в которой могло бы жить и обучаться больше детей. Я не тешу себя надеждой дать образование всем нуждающимся детям, я лишь делаю то, что могу.
© avocado-sister, 2017
Фото singareev.ru